Разработка прикладного программного обеспечения в среде разработки разделена на следующие этапы:
- конфигурация аппаратного обеспечения ПЛК с помощью программного обеспечения «Конфигуратор»;
- разработка прикладной пользовательской программы в среде разработки с последующей генерацией кода в формате ST;
- формирование файла загрузки для ПЛК с помощью программного обеспечения «Конфигуратор» на основе сгенерированного кода ST;
- загрузка бинарного файла в ПЛК с помощью программного обеспечения «Конфигуратор».
После создания нового проекта вид главного окна программы представлен на рисунке 5.1.2. Основная часть графического интерфейса разделяется на три группы. Первая группа «Project structure» отвечает за настройки текущего проекта. Вторая «Hardware items» содержит перечень устройств для конфигурации шины. Третья окно с полем сборки шины с устройствами.
Для начала конфигурирования необходимо из «Hardware items» выбрать одну из шин во вкладке «Bus». Возможно три вида шины, различающиеся количеством слотов для дочерних устройств. Размер шины может быть 4,8,12 (3,7,11 – дочерних устройства). Для установки шины на поле надо левой кнопкой мыши перетащить её в окно «PLC Bus». На рисунке 5.1.3 представлен вид интерфейса программного обеспечения при установленной шине размеров 8.
Дальнейшая работа по конфигурированию состоит в наполнении шины устройствами из списка «Hardware items».
Блок питания и центральный процессор (ПЛК) могут занимать на шине только строго отведенные им места. На рисунке 3 цифрой 1 обозначен двойной слот для блоков питания, под цифрой 2 обозначен слот, в который вставляется только CPU. В остальные слоты шины могут быть вставлены любые устройства:
- модуль дискетных входов/выходов (МДВВ);
- модуль аналоговых входов/выходов (МАВВ);
- модуль коммуникационный (МК).
Для установки устройства в шину необходимо левой кнопкой мыши перетащить устройство из дерева в нужный слот. В программном обеспечении реализована возможность перемещать устройства между слотами шины.
Шина с набором различных устройств
На рисунке 5.1.4 представлен вид программного обеспечения, когда пользователь сконфигурировал шину с различными устройствами.
Для удобства пользователя при конфигурации системы системное программное обеспечение «Конфигуратор» построено в виде графического приложения. Вид главного окна графического приложения представлен на рисунке 5.1.1.
Таблица распределения памяти среди переменных.
В программном обеспечении конфигурации ПЛК в меню «Project structure» присутствует пункт «Variables & FB instances». При нажатии на данный пункт откроется окно, представленное на рисунке 5.1.5, редактирования адресного пространства ПЛК. В данном окне отображаются переменные, которые относятся к устройствам, расположенным на шине конфигуратора. Каждое устройство обладает набором своих переменных. Таблица содержит ряд столбцов, позволяющих задавать следующие параметры:
Value – начальное значение переменной;
Comment – комментарий/описание переменной;
Address – адрес в памяти ПЛК отведенный под эту переменную.
В данном окне так же можно добавлять пользовательские переменные, которые не относятся ни к одному устройству, расположенному на шине. Для этого надо нажать на таблице правой кнопкой мыши и в контекстном меню выбрать пункт «Add». Пример добавления пользовательской переменной показан на рисунке 5.1.6.
Рисунок 5.1.1 – Главное окно программы конфигурации ПЛК
Рисунок 5.1.2 – Главное окно программы после создания нового проекта
Рисунок 5.1.4 – Внешний вид при конфигурации шины различными устройствами
Рисунок 5.1.3 – Окно «PLC Bus» с установленной шиной размером 8
Рисунок 5.1.5 – Внешний вид окна распределения адресного пространства ПЛК между переменными
После того, как шина сконфигурирована и произведено распределение памяти ПЛК между переменными можно переходить к созданию программного кода в среде разработке ППО. Для этого необходимо в верхнем меню программы выбрать пункт «Build» и затем «Build for Armees». После этого произойдет генерация .json файла для среды разработки ППО и генерация конфигурационных файлов (.ini) для ПЛК.
Для создания кода пользовательских программ под ПЛК необходимо создать или открыть уже имеющийся проект, загрузить файл .json редактором среды разработки ППО. На рисунке 5.2.1 представлено окно создания проекта.
Рисунок 5.1.6 – Добавление пользовательской переменной в таблицу распределения адресов ПЛК
Создание проекта в среде разработки
После создания проекта будет возможно создание дополнительных переменных и написание кода на языке LD. На рисунке 5.2.2 и 5.2.3 представлены редактор языка LD и редактор переменных соответственно.
Рисунок 5.2.1 – Создание проекта в среде разработки ППО
Рисунок 5.2.2 – Редактор языка LD
Рисунок 5.2.3 – Редактор переменных
Рисунок 5.3.1 – Запуск компиляции ВМПО
После генерации пользовательской программы на языке ST можно производить компиляцию бинарного файла для ПЛК. Для этого необходимо в главном меню конфигуратора выбрать пункт «Build» и затем «Compile», см. рисунок 5.3.1.
После этого программное обеспечение конфигурации ПЛК автоматически начнет компиляцию ВМПО из файла ST, ранее созданного в среде разработки. При этом в окне вывода информации о сборке «Build» выводятся сообщения о статусе компиляции. Вид данного окна при начале компиляции приведён на рисунке 5.3.2.
При успешной работе компилятора результатом будет встроенное микрокропрограммное обеспечение (бинарный файл) для ПЛК. О чем будет сообщено в окне «Build» выводом сообщения «Code compilation…Done!». На рисунке 5.3.3 приведен результат успешной компиляции ВМПО для ПЛК.
Компиляция кода для ПЛК с помощью «Конфигуратор»
Рисунок 5.3.2 – Процесс компиляции ВМПО
Рисунок 5.3.3 – Успешная компиляции ВСПО для ПЛК
Когда встроенное микрокропрограммное обеспечение (бинарный файл) скомпилировано можно произвести его загрузку в ПЛК. Для этого необходимо подключить компьютер к ПЛК с помощью кабеля USB, в главном меню конфигуратора выбрать пункт «Build» и затем «Upload», см. рисунок 5.3.1. После успешной загрузки ВМПО в ПЛК в окне «Build» будет выведено сообщение «Firmware flashing…Done!». Пример успешной загрузки ВМПО в ПЛК приведен на рисунке 5.4.1.
Рисунок 5.4.1 – Успешная загрузка ВМПО в ПЛК